Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Компьютеризация судебной деятельности понимается как социально-экономический и научный организационный процесс, создающий наилучшие условия для удовлетворения информационных потребностей судебных учреждений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Это стратегический процесс, направленный на повышение скорости судебных разбирательств в России. Основной целью компьютеризации судебной системы Российской Федерации является повышение эффективности судебного администрирования, сокращение сроков и повышение качества рассмотрения судебных дел.
Целью разработки инструментов для автоматизации судебных процедур, судебных протоколов и судебной статистики является создание демонстрационной судебной информационной системы. Помимо повышения качества судебных процедур, система также позволяет председателю суда, оснащенному соответствующими информационными средствами, получать своевременную и объективную информацию о статусе уголовных и гражданских дел, загруженности судей, планах работы судей, качестве рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Компьютерное оборудование, которое начало поставляться в суды в ХХ веке, в основном использовалось для ведения базы данных правовой информации и судебной статистики. Затем их функции были расширены. Сейчас Президиум Судебного совета, областные суды и иные суды могут сотрудничать со всеобъемлющей базой данных Национального центра судебных исследований «Фонд» через интернет-ресурсы и с юридической поддержкой судов общей юрисдикции.
Задача компьютеризации судов начала включать создание стандартной для отрасли базы данных судебных протоколов и статистических данных. Основываясь на этом стандарте, цель состоит в том, чтобы организовать создание программных приложений для судебных протоколов и статистики. Эти программы были созданы в нескольких институциональных областях судебной системы.
Информатизация Верховного Суда Российской Федерации начала развиваться довольно активно. Это было осуществлено на основе концепции информатизации Верховного Суда Российской Федерации, которая была утверждена Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации № 13-Р от 19 ноября 2008 года. Это основной программный документ Верховного Суда в области информационных технологий в рамках судебной системы Российской Федерации.
Вышеизложенная концепция позволяет планировать долгосрочные мероприятия по совершенствованию и развитию автоматизированной информационной системы судов в рамках Федеральной специальной программы «Развитие судебной системы России».
Основой компьютеризации судов Российской Федерации является АИС, представляющая собой совокупность информационных ресурсов и медиакомплексов, используемых для автоматизации функциональных подсистем, сетей связи и передачи данных, используемых Верховным Судом.
Объект исследования: информатизация судебной деятельности.
Предмет исследования: современные информационные технологии в деятельности судов общей юрисдикции.
Цель исследования: проанализировать особенности современных информационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть содержание и этапы информатизации в судебной практике;
2. Изучить проекты в области информатизации деятельности судов;
3. Проанализировать способы повышения доступности и качества правосудия на основе информационных технологий;
4. Изучить перспективы информатизации судов общей юрисдикции в России.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты информатизации судов.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ современных информационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы информатизации судов
1.1 Содержание и этапы информатизации в судебной практике
Современная компьютеризация судебной системы направлена на повышение эффективности предоставления информации судьям следующими способами:
1.Создание надежной системы сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации;
2.Использование и совершенствование информационных технологий.
Компьютеризацию судебной деятельности следует понимать как организованный процесс проектирования, создания и эксплуатации информационных систем (создание правовых ресурсов, обработка и использование средств) в целях повышения эффективности и качества правосудия.
С середины 1990-х годов, информационные системы были внедрены в судебную деятельность. До этого компьютеры использовались лишь по частям, в основном на самых высоких уровнях судебной системы [5, с. 162-187].
На первом этапе развития информатизации судебной деятельности было отмечено создание и совершенствование целостной информационной системы со всеми функциями: формирование информационных ресурсов; оснащение современным оборудованием и внедрение информационных технологий.
Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанные с рассмотрением правовых споров, объективно не способствуют масштабному внедрению информационных компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа судебных доказательств. Традиционная форма распространения судебной информации, которая может быть использована в качестве основы для правоприменительных судебных решений, очень догматична, и судьям трудно принять новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и правовой оценки.
Компьютеризация судебной деятельности имеет свои особенности. Но, несмотря на это, в последние годы была проделана большая работа по компьютеризации работы судебных чиновников и созданию и использованию большого количества правовой информации.
Можно сказать, что компьютеризация затрагивает большое количество судебных чиновников. Только в обычных судах число пользователей правовой информации превышает 58 000. К этой категории относятся судьи, секретари органов и должностные лица судебной ветви власти Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, судебная власть сама является производителем правовой информации. Судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу их правоприменительного характера. Масштабы производства судебно-правовой информации впечатляют - сегодня судебная система общей юрисдикции насчитывает более 23 000 судей федеральных судов и мировых судей. Ежегодный рост объема судебных информационных ресурсов обусловлен миллионами судебных дел, рассматриваемых в судах [12, с. 142-164].
В крупных городах России нагрузка на каждого судью очень высока. Например, в Санкт-Петербурге в 2021 году 23 федеральных окружных суда с 299 судьями рассмотрели 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданское дело и 17 911 административных дел. Таким образом, среднемесячная нагрузка каждого судьи составляет 43 дела, из которых уголовных дел - около 12, гражданских дел - более 31. Эти факты свидетельствуют о масштабах и необходимости компьютеризации судебной деятельности.
В настоящее время, хотя судьи оснащены современными технологиями, уровень информации об их деятельности невысок. Прежде всего, это сказывается на его плохом предоставлении правовой информации в электронном и автоматическом виде справочной правовой системы и судебных решений по аналогичным делам.
Неблагоприятным условием судебной деятельности является то, что трудно получить решение по предмету спора, то есть по лицу, участвующему в деле. Это не только противоречит российской Конституции, но и противоречит международной судебной практике.
Третьим важным фактором, свидетельствующим о необходимости улучшения управления информацией, является несовершенство процесса документооборота, использование традиционных методов формирования судебных документов и средств передачи этих документов по почте. Это значительно увеличивает трудозатраты и время на разрешение судебных дел.
Таким образом, состояние информатизации судебной деятельности находится в начале своего развития [3, с. 44-67].
Основные положения национальной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепции информатизации судов общей юрисдикции и систем судебного сектора и были одобрены Судебным советом Российской Федерации.
Основными (приоритетными) целями создания судебной информационной системы являются:
1. Во всех судебных ситуациях создавать судебные информационные ресурсы в электронной форме в соответствии с едиными правилами, координировать и распространять эти ресурсы;
2. Организовать внутренний и внешний электронный документооборот (обеспечение перемещения, поиска, хранения и использования судебных документов);
3. Внедрить информационные технологии для поддержки принятия административных решений судебной системой;
4. осуществить автоматический сбор и обработку судебной статистики;
5. Проводить контроль за исполнением нормативных документов в судебной системе Российской Федерации.
Единое информационное пространство судебной деятельности было сформировано на базе национальной автоматизированной системы «Правосудие». Целью системы судебного администрирования является повышение качества и скорости принятия судебных решений [10, с. 23-64].
В рамках этой концепции приоритетными направлениями компьютеризации судебной деятельности являются:
1. Создать сеть центров по внедрению и поддержке новых информационных технологий для национальных судебных служб на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и сформировать в них службы по предоставлению услуг по эксплуатации комплекса средств автоматизации судов и учреждений судебного сектора;
2. Координировать механизм взаимодействия между автоматизированным комплексом существующих и новых судебных учреждений;
3. Интегрировать судебные информационные ресурсы и получать внешние информационные ресурсы (правовая база, информация от следственных органов, судебно-медицинских учреждений и т.д.);
4. Создать телекоммуникационную сеть компании для обеспечения рационального использования систем и средств связи и передачи данных.;
5. Обеспечить безопасность системной информации и защиту судебной информации;
6. Проводить подбор персонала и обучение работников для внедрения и эффективного использования новой информационной технологии «Правосудие»;
7. На основе компьютерных технологий создать единую библиотеку учебно-методических материалов для профессиональной подготовки судей и сотрудников судов.
В процессе создания и сопровождения информационных систем планируется сформулировать соответствующие нормативные, технические и регламентирующие документы.
Компьютеризация судебной системы проводится в рамках Специального федерального плана «Развитие судебной системы Российской Федерации», который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 года № 805. План предусматривает создание всеобъемлющей системы судебных информационных ресурсов и единой технической среды для судов и учреждений судебного сектора [2, с. 32-41].
Его суть заключается не только в автоматизации традиционных функций отдельных судов, но и в обеспечении автоматизированного решения системных задач с учетом всех внутренних и внешних информационных взаимосвязей судебной системы. Многие задачи при эксплуатации судов могут быть автоматизированы на основе стандартных программных систем, что не потребует больших капитальных затрат на разработку.
Эти системы включают компьютеризированные бухгалтерские, финансовые и логистические системы, а также хорошо разработанные и зарекомендовавшие себя в общей юридической практике правовые информационные системы.
1.2 Проекты в области информатизации деятельности судов
Важным фактором информатизации судебной деятельности является реализация проектов финансирования судебной реформы в рамках проекта Российского фонда правовой реформы.
В частности, существует Фонд, который профинансировал и реализовал проект интегрированной системы автоматического сбора и анализа решений районного суда Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта тестируется автоматический сбор и проводится анализ судебной практики, проверяются стандарты создания элементов базы данных судебной правовой информации и методы, с помощью которых различные категории пользователей получают эту информацию. В настоящее время разрабатываются общие стандарты архивирования и классификации данных.
Реализация проекта компьютеризации судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга позволила значительно повысить качество информации, предоставляемой судьям и сотрудникам Судебного департамента Санкт-Петербурга. В локальной сети установлено более 300 автоматизированных рабочих мест, что позволяет использовать правовую базу со ссылкой на «Кодекс», «Гарант» и «Консультант +» и их регулярные обновления в сетевом режиме. Установленная компьютерная программа «Правосудие» значительно сократила поток файлов о правоохранительной деятельности судей.
Сотрудники судебных органов города проходят долгосрочную подготовку в области компьютерных технологий на базе Санкт-Петербургского юридического института [11, с. 98-112].
В этой связи следует обратить внимание на еще один важный аспект компьютеризации суда. Речь идет о взаимодействии между судебными и юридическими университетами.
Создание электронных ресурсов судебно-правовой информации, особенно законов о правоприменении судебных органов (решений и постановлений), может значительно обогатить и повысить эффективность образовательного процесса. Ученые и профессора Юридического факультета теперь имеют возможность получать доступ к юридической практике в электронном формате, обобщать и использовать ее в научных и образовательных целях, а также могут помогать судьям решать более сложные юридические дела.
Анализ судебной практики позволяет активно применять информационные технологии для того, чтобы быстро находить необходимую правовую информацию, обрабатывать ее и использовать в конкретных ситуациях. Юридические аналитики, обладающие необходимыми информационными ресурсами и средствами для обработки информации, стали незаменимыми консультантами в судебных учреждениях.
Несмотря на трудности с внедрением высокотехнологичных информационных технологий в судебную деятельность, суду не хватает специализированных компьютерных программ [8, с. 12-35].
В рамках вышеупомянутых проектов существуют функциональные информационные системы «Финансы», «Судебные процедуры и судебная статистика», «Технология автоматизации для судей» и т.д.
В процессе внедрения программ компьютеризации в судах всех уровней, включая Суд первой инстанции, проблема комплексного создания судебных информационных ресурсов и создания компьютерных программ для конкретных судебных функций является основополагающей.
Принимая во внимание ограниченные финансовые ресурсы и неизбежную медлительность реализации программы компьютеризации, были определены новое направление, задачи и функциональные приоритеты судебной деятельности, подлежащей компьютеризации. Задачи, функции и планы, отражающие профессиональную специфику деятельности суда общей юрисдикции, стоят на первом месте.
Верховный суд Российской Федерации внедрил систему электронной регистрации, которая была создана на основе фиксированной системы технологии судебных разбирательств «СГД и Фемида», которая не только обеспечивает высококачественные записи судебных разбирательств (каналы 1-4), но и позволяет секретарю формировать краткое соглашение о слушании в полуавтоматическом режиме.
Протокол заседания содержит основные события и действия участников судебного процесса в хронологическом порядке. Полученная информация сохраняется на системном жестком диске и копируется на компакт-диск. Данные могут быть сохранены на сетевом носителе. Прослушивание фонограмм, полученных с компакт-дисков, осуществляется на мультимедийном компьютере. Выбрав действия или участников соглашения, можно прослушать соответствующие части аудиовизуального материала.
Система «Агора» разработала две информационные схемы на основе контракта с Верховным Судом Российской Федерации (первая - прямая судебно-административная, гражданская и уголовная, а вторая - рабочее место смежных служб и филиалов Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающее информационное взаимодействие между филиалы и службы Верховного Суда Российской Федерации). На данный момент разработан и внедрен комплекс рабочих станций автоматизации сотрудников следующих отделов [18, с. 184-197]:
1.Отдел судебного надзора;
2.Общий судебный отдел (судебная статистика);
3.Отдел по гражданским делам (вторая инстанция);
4.Отдел по уголовным делам (вторая инстанция);
5.Апелляционная коллегия Верховного суда;
6.Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Автоматизированные рабочие места, связанные с другими аспектами деятельности Верховного Суда Российской Федерации, предназначены для Министерства общих дел, Управления финансов и планирования и Министерства кадров.
Все автоматизированные рабочие станции построены по единому принципу и имеют дополнительные интерфейсы для облегчения ввода информации, обеспечивают возможность быстрого поиска необходимой информации о любых требованиях, имеют надежную систему защиты информации от несанкционированного доступа, а также определяют функциональные возможности различных категорий пользователей.
Программа уголовного и гражданского судопроизводства включает в себя базу данных, содержащую всю регистрационную информацию о документах уголовного и гражданского судопроизводства, а также автоматизированные рабочие станции, которые поддерживают эту информацию. Информационное взаимодействие устанавливается в соответствии с действующими инструкциями и положениями, которые определяют порядок перемещения и выполнения файлов.
Информация, хранящаяся в базе данных уголовного и гражданского судопроизводства, используется в работе различных подразделений и служб Верховного Суда Российской Федерации.
Еще с 2002 года Верховный суд Российской Федерации ввел электронную базу данных судебных решений - систему, непосредственно связанную с судебными процедурами. В современность подсистема хранит данные о судебных решениях не только в текстовом виде, но и в графическом.
Все решения Верховного суда сканируются, оцифровываются и заносятся в базу данных (на сегодняшний день в базе данных насчитывается более 30 тысяч подобных документов). Теперь в своей работе судьи могут прибегать не только к текстовому представлению предыдущего решения, но и к оригиналу в графической форме, что устраняет все дефекты, сокращения и неточности.
Разработанная система классификаторов и рубрик значительно сократила размер выборки каждого запроса и использовала пакет оптимизации текста «Oracle», чтобы сократить время поиска (даже по вводимой фразе в тексте предложения) до нескольких секунд [16, с. 112-134].
Архивная база данных связана с базой судебных решений, поэтому на любой карточке дела можно сделать образец судебного решения по этому делу.
Электронная база судебных решений Верховного Суда Российской Федерации предназначена для сотрудников суда и хранит судебные решения в текстовом и графическом форматах. В базе данных электронная картотека и серия графических изображений дополняют документы, содержащие текст всех документов в архиве.
Банк данных имеет возможность удаленного доступа с использованием веб – технологий, развитые средства поиска и классификации решений. В отдельных регионах процесс информатизации положительно сказывается и на процессуальной судебной деятельности. Например, в Челябинском и Свердловском областных судах внедрена информационная система проведения судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел в режиме видеоконференции. Эта система позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на организацию судебных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
5. Концепция развития информатизации судов до 2024 года (утв. постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2021 года № 439).
Библиографический список
6. Брановицкий, К. Л., Ренц, И. Г., Незнамов, Ал. В. Цифровые технологии и цивилистический процесс: проблемы взаимовлияния // Herald of The Euro-Asian Law Congress. - 2018. - № 2. - С. 56-68.
7. Зарубина, М.Н., Новикова М.М. К вопросу о сущности электронного правосудия в Российской Федерации // Администратор суда. - 2021. - № 1. - С. 9-12.
8. Куликов, В. Телефонное право напоказ // Российская газета. -2019. – С. 52-67.
9. Куликов, В. Правосудие на дому / В. Куликов. – М.: Логос, 2020. – 157 с.
10. Попова, Е. С. Проблемы и перспективы развития электронного правосудия // Актуальные вопросы юридических наук. - 2019. - С. 12-14.
11. Решетняк, В.И., Смагина, Е.С. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): учеб. пособие / В. И. Решетняк. - М.: Городец, 2021. - 304 с.
12. Сбоева, Е.Н. К вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности судов // Интеграция наук. - 2021. - № 8 (23). - С. 358 - 362.
13. Севостьянова, И.Е. Основные направления политики государства в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности судебной системы // Парадигмы истории и общественного развития. - 2019. - № 5. - С. 75-81.
14. Смирнов, А. В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов / А. В. Смирнов. – М.: Наука, 2020. – 154 с.
15. Тимошенков, А.Д. Реализация электронного правосудия в России // Актуальные проблемы современного права и государства. материалы международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов. - 2019. - С. 181-183.
16. Федосеева, Н.Н., Чайковская, М.А. Электронное правосудие в России и в мире // Администратор суда. - 2021. - № 3. - С. 2-6.
17. Шарифуллин, Р.А., Бурганов, Р.С., Бикмиев, Р.Г. Элементы электронного правосудия // Российский судья. - 2021. - № 6. - С. 20-25.
Электронные ресурсы:
18. Искусственный интеллект научили предсказывать судебные решения в делах по нарушению прав человека. [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/en/post/398519
19. Официальный сайт eLitigation Правительства Сингапура. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elitigation.sg
20. European judicial systems - Efficiency and quality of justice. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coe.int/en/web/cepej/cepej-national-correspondents